В 2010 году ООО «ИКСЭС» выступило одним из учредителей некоммерческой организации «Национальная Ассоциация Страховых Аджастеров» (НАСА) – общероссийской некоммерческой организации, членами которой являются юридические лица, специализирующиеся на оказании услуг в сфере независимого урегулирования убытков и принимающие международнопризнанные принципы работы.
С 11 мая 2012 года российская Национальная Ассоциация Страховых Аджастеров официально является действительным членом Европейской Федерации Лосс-Аджастеров
С апреля 2016 года российская Национальная Ассоциация Страховых Аджастеров - действительный член Международной Федерации Аджастерских Ассоциаций
*В связи с введенными в отношении РФ санкциями, членство НАСА в указанных организациях временно приостановлено.
В Европе профессия «оценщика убытков» возникла еще в ХVIII в. В настоящее время в Европе и Америке аджастинг, как часть инфраструктуры страхового рынка, является высокоразвитой системой, создающей от 7 до 15% ВВП страны (в России этот показатель равен 2%).
В международной практике специалисты, занимающиеся урегулированием убытков, традиционно подразделяются на 2 категории:
- «Independent Adjuster» (Независимый аджастер) — лицо или организация, номинируемые страховщиком для урегулирования заявленных претензий;
- «Public Adjuster» (Общественный аджастер) — лицо или организация, представляющие интересы страхователя по урегулированию претензий, заявленных
страховщику.
Есть на первый взгляд незаметное, но существенное отличие в определениях независимого и общественного аджастера. Независимый аджастер не представляет интересы страховщика, а только выполняет задание по его поручению. Общественный же аджастер представляет интересы и работает от имени страхователя при исполнении его поручения.
В сегодняшней России аджастинг наиболее распространен в секторе страхования корпоративного имущества. Но даже в этом секторе страхования аджастинг
не имеет никакого законодательного регулирования.
Отсутствие законодательного регулирования аджастерской деятельности и высокая доля участия сотрудников страховых компаний в урегулировании страховых событий вызывают негативное отношение к институту страхования и тормозит развитие страхового рынка России.
В страховой экспертизе нередко мелькают слова: СЮРВЕЙЕР, СЮРВЕЙЕРСКИЕ УСЛУГИ, которые пришли к нам из английского морского страхования.
Сюрвейерские услуги — это осмотр объекта страхования с целью определения или уточнения каких-либо деталей, влияющих на страховые отношения и стоимость страховки.
Услуги сюрвейера могут понадобиться как страхователю, так и страховщику в случаях, когда объект принимается на страхование и при оценке ущерба, возникшего в результате страхового случая.
Работа СЮРВЕЙЕРА близка к работе андеррайтера (специалиста по исчислению страховых тарифов) и оценщика определяющего ущерб. Главный принцип его работы заключается в компетентном и независимом рассмотрении поставленных вопросов на основании лично увиденного и собранных материалов.
Работу сюрвейера можно разделить на два этапа. Первый - при заключении договора страхования, когда сюрвейер занимается оценкой риска (риск-сюрвей или риск-менеджмент). Его задача — объективно установить степень риска, принимаемого на страхование объекта. По заключению сюрвейера устанавливается размер страховой премии и цена страхового полис, вносятся дополнительные условия в договор, и вообще принимается решение, о целесообразности страхования объекта. Если произошел страховой случай, услуги сюрвейера нужны для уточнения суммы ущерба.
В России существует практика, когда отдельные страховые компании создают свои сюрвейерские компании, скрывая их аффелированность, или возлагают сюрвейерскую работу на своих сотрудников. Опасность такой практики в том, что пропадает фактор независимого рассмотрения страхового события, а решения принимаются в интересах конкретного лица.