Морское страхование –

родоначальник нынешних КАСКО и ОСАГО. 

Автору этих строк, бывшему инженеру-инспектору Регистра СССР, пришлось близко столкнуться с проблемой морского страхования в конце 60-х годов прошлого столетия. Особо запомнился аварийный случай, связанный с подмочкой груза сахара-сырца в трюме старого сухогруза, пришедшем в Одессу из Юго-Восточной Азии. Суть в том, что весь груз в трюме этого судна превратился в каменный монолит и выгрузку осуществляли при помощи отбойных молотков. При обследовании корпуса и судовых систем выяснилось, что из-за сквозного проржавления отливной трубы (идущей от палубного шпигата до борта) вода постоянно попадала в трюм во время длительного рейса в условиях штормовой погоды. Спустя много лет в “Ингосстрахе” (тогда это был монополист морского страхования в бывшем СССР) мне рассказали, что в Лондоне должен был состояться суд, поскольку страховщик отказался от выплат, ссылаясь на немореходность судна. Узнал также, что инспектора Регистра, акт которого фигурировал в деле в качестве доказательства, хотели вызвать в суд в качестве эксперта...

Само по себе такое понятие, как "морское страхование" ни у кого не может вызвать возражения. Другое дело, что не всегда правильно трактуют основные принципы морского страхования, которое по сути является родоначальником многих современных видов страхования , в том числе таких широко известных, как КАСКО и ОСАГО. И не случайно в мировой практике страхования имущества существует вид страхования под названием "неморское".

Помнится, на одном из семинаров по страхованию судов в Москве, где пришлось выступать с лекцией об особенностях предстраховой экспертизы судов и грузов, возникла небольшая дискуссия. Один из слушателей (им оказался чиновник Минфина - представитель страхнадзора) высказал свое принципиальное несогласие по поводу деления страхования на морское и неморское, заявив, что существует лишь два вида страхования: жизнь и нежизнь. Спору нет, мой оппонент был прав, вот только он не учел, что именно страхование нежизнь (non -life insurance ) имеет еще такие подвиды, как морское и неморское страхование (marine and non-marine insurance).

В этом плане надо подчеркнуть, что морское страхование - это отнюдь не узкая специализация, этот старейший вид страхования затрагивает основные принципы не только современного страхования, но и перестрахования.

            Кстати, дело не только в терминологии, многие постулаты российского страхования, созданные чиновниками и законодателями, просто игнорируют многовековой мировой опыт морского страхования.

            Например, весь мировой рынок морского страхования базируется на оговорках бывшего Лондонского Института страховщиков (с небольшими отклонениями). В частности, всеобщее признание в большинстве стран получили стандартные формы страхования КАСКО корпуса и механизмов судна (Institute Time Clauses.Hulls, 1/10/83 ), а также страхования грузов. У нас каждая страховая компания должна разрабатывать свои собственные правила и согласовывать с надзорным органом. Зачем? Явно коррупционное законодательство...

Много вопросов возникает в связи с принятой терминологией. Почему не называть вещи своими именами? Вызывает возражение такое, например, определение, как страхование средств водного транспорта. Разве можно отнести к транспортным средствам промысловые суда, ледоколы, плавучие доки и мастерские, круизные лайнеры и отели, плавучие маяки, самоходные и стационарные нефтяные платформы и прочее?

            Сегодня для уточнения терминов многие привыкли пользоваться Википедей, свободной энциклопедией. Разумеется, лучше ориентироваться на международные или национальные стандарты, если они есть, или на серьезные профессиональные глоссарии. Тем не менее, коль скоро мы в Инете, то через любой поисковик найдем там понятие о морском страховании.

            Морское страхование (Marine Insurance) покрывает убытки, связанные с гибелью или повреждением судов, грузов, контейнерных терминалов, портовых сооружений, нефтяных платформ, подводных трубопроводов, а также любых иных видов транспорта или средств доставки, при помощи которых производится перемещение грузов между пунктами отправления и конечного назначения (от двери к двери), в том числе и во время хранения грузов.

Страхование грузов (Cargo Insurance) - это традиционно часть морского страхования, хотя в данном контексте имеется в виду не только морские перевозки грузов, но наземные (например, контейнерные перевозки) и даже воздушные. Известно, что в последнее время полисы морского страхования (грузы) покрывают авиационные и транзитные риски , существует даже абревиатура МАТ (Aviation and Transit risks, and in this form is known by the acronym 'MAT')

Так может быть есть смысл начать с урегулирования принятой в морском страховании терминологии? Прежде всего, пора отказаться от водного транспорта и вернуться к истокам ......

Юнитер Арнольд Дмитриевич,  arnold.yuniter@virgilio.it  - независимый морской сюрвейер и консультант.